АРМАТУРА ГАЗОВАЯ И ВОДОПРОВОДНАЯ

Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой. В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений. Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали. Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные.

Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком.

Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП. Конденсатосборники. а — высокого давления, б — низкого давления, 1 — кожух, 2 — внутренняя трубка, 3 — контакт, 4 — контргайка, 5 — кран, 6 — ковер, 7 — пробка, 8 — подушка под ковер железобетонная, 9 — электрод заземления, 10 — корпус конденсатосборника, 11 — газопровод, 12 — прокладка, 13 — муфта, 14 — стояк. При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты. Компенсаторы. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров.

В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны. Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой. На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь, нж — нержавеющая сталь, р — резина, э — эбонит, бт — баббит, бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.

Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. Условные обозначения вида арматуры. Линзовый компенсатор. 1 — патрубок, 2 — фланец, 3 — рубашка, 4 — полулинза, 5 — ребро, 6 — лапа, 7 — гайка, 8 — тяга. Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже). Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся.

Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Классификация газовой арматуры. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты.

Запорная арматура. Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются: на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов, предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов, арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении, аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима. Конденсатосборники. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.

Арматура газовая и водопроводная

Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа. Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы). В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением.

Краны для трубопроводов. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов. В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа.

Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность. На третьем — порядковый номер изделия. Латунь и бронза. Условные обозначения материалов корпуса арматуры. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления. На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли.

Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления. В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными . В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки. Устройство газовых колодцев. а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр, 2 — задвижка, 3 — ковер, 4 — люк, 5 — линзовый компенсатор, 6 — газопровод, б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод, 2 — кран, 3 — прокладка, 4 — стенка колодца. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.

В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды. В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность. На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже). Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку.

Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают. направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так: 11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец). Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах. Сталь кислотостойкая и нержавеющая. Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. Клапаны обратные подъемные.

Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным. Чугунный кран со смазкой под давлением. 1 — каналы, 2 — основание пробки, 3 — болт, 4 — шариковый клапан, 5 — прокладка. Задвижки. а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус, 2- запорные диски, 3 — клин, 4 — шпиндель, 5 — маховик, 6 — сальниковая набивка, 7 — уплотнительные поверхности корпуса, б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин, 2- крышка, 3 — втулка, 4 — гайка, J — маховик, 6 — сальник, 7 — буртик, 8 — шпиндель. Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления.

Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже). При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность. Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика. Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей.

Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными . В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили. К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже). Установка компенсаторов. а — линзового с задвижкой, б — резинотканевого, 1 — нижний кожух, 2 — верхний кожух, 3 — штифт, 4 — муфта, 5 — насадка, 6 — колпак, 7 — ковер малый, 8 — подушка под ковер, 9 — труба водогазопроводная усиленная, 10 — фланец приварной, 11 — задвижка, 12, 14 — прокладки, 13 — компенсатор двухлинзовый.

Арматура

Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. После монтажа тяги надо снять.

Газовая арматура и оборудование. Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу. Клапаны обратные поворотные.

Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность. Это достигается вращением маховика.

Смотрите также

  • ВОДОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛИ

    Она применяется на предприятиях по переработке молочных продуктов, заводах по производству напитков, жировых комбинатах и в фармацевтической…

  • ГАЗОВАЯ АРМАТУРА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

    Например, в газовых баллонах. В баллонах хранят и используют такие вещества: Чтобы различить быстро содержимое, сами вентили имеют цветовую маркировку:…

  • ВОДОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА ЦЕНА

    Запорная арматура и ее виды. Регулирование прохода потока по трубопроводу осуществляется за счет подвижной части затвора, кроме того, изделия могут…

  • КУПИТЬ АРМАТУРУ ВОДОПРОВОДНУЮ

    Вентили . Клапаны . Регулирование прохода потока по трубопроводу осуществляется за счет подвижной части затвора, кроме того, изделия могут использоваться…

  • ВОДОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА КУПИТЬ В МОСКВЕ

    По типу конструкции устройства классифицируются как шаровые, конические и цилиндрические. Краны . Клапаны . Запорная арматура и ее виды. Регулирование…